МОУ "Борисовская средняя общеобразовательная школа №4"

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

Школа славится
 не количеством учеников,
а качеством.

 

Главная

Новости школы

Управляющий Совет

Отчеты КПМО

ФГОС

Нормативные документы

Детская организация

Программа развития

Наши достижения

Духовно-нравственное воспитание

Патриотическое воспитание

Методическая копилка

ЕГЭ 11 класс

ГИА 9 класс

Публикации в СМИ

Муниципальные услуги

Программа по духовно-нравственному воспитанию
МОУ "Борисовская средняя общеобразовательная школа №4"

 "Духовно-нравственное воспитание учащихся
как средство обновления содержания образования"

Пояснительная записка

   Проектирование данной программы вызвано необходимостью создания условий для гармоничного духовного развития личности учащихся, привития основополагающих принципов нравственности.

   В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.

    Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

   Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.

   Особенность нашей программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья учащихся.

   Целью программы является создание в школе гуманистически ориентированно, научно прогнозируемой в своём развитии системы нравственного воспитания детей. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- сбор и анализ информации о состоянии нравственного воспитания в школе;

- выработка организационно-управленческой модели совершенствования духовно-нравственной воспитательной работы;

- создание единого воспитательного пространства, прежде всего путём выявления, систематизации и распространения эффективного воспитательного опыта;

- создание механизма интенсивного взаимодействия различных организационно-управленческих структур для своевременного решения актуальных задач духовно-нравственного становления воспитанников.

   Ожидаемые конечные результаты:

1.     Приобщение детей к истокам народной духовности, сохранение преемственности поколений.

2.     Возвращение обучающихся в лоно православных ценностей, основанных на многовековой патриотической деятельности церкви.

3.     Рост социального оптимизма подрастающего поколения.

4.     Повышение компетентности детей и подростков в области нравственности.

5.     Профилактика криминализации подростковой и юношеской среды.

 1.     Общие положения

Программа разрабатывается на 2005-2010 годы, которые во многих отношениях могут стать решающими для развития традиций нравственно-эстетического и гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Духовно-нравственное становление учащихся, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для её самореализации, взаимодействие семьи, педагогического коллектива и общественных организаций составляют основу программных мероприятий.

    В период социальных преобразований в современном обществе актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала системы образования и обеспечение преемственности между поколениями на основе общественного согласия, в духе формирования культуры мира и терпимости.

   Разработка и принятие Программы по духовно-нравственному воспитанию на 2005-2010 годы является важнейшим направлением реализации принципов образовательной политики района. Программа ориентирована на повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей, обновление  содержания и структуры воспитания в условиях школы на основе отечественных традиций и современного опыта.

   Программа определяет цели, задачи  и направления совершенствования организации духовно-нравственного воспитания, а также первоочередные меры, связанные с развитием системы нравственного воспитания детей на основе согласования и своевременной реализации организационно-управленческих решений и действий различных ведомств и организаций.

 

2.     Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.

   Динамические изменения экономической социокультурной ситуации в Российской Федерации, на территории Белгородской области, в том числе и на территории Борисовского района, вызвали серьёзные качественные перемены в структуре взаимоотношений различных социальных групп населения, в их ценностных ориентациях. Молодое поколение оказалось во власти стихийных рыночных отношений, которые оказывают неблагоприятное влияние на духовно-нравственное  развитие общества.

   Резкое изменение требований к растущему человеку со стороны модернизированного общества вызвало противоречивую реакцию со стороны молодого поколения: это и синдром социальной дезадаптации и депрессия, фрустрация и агрессивность в молодёжной среде. Резко возрос и уровень социогенных  заболеваний. Социально необходимый контроль за духовно-нравственным развитием детей, учащихся и молодёжи оказался размытым.

   При оценке нынешнего состояния нравственного воспитания детей можно выделить три основные проблемы:

- состояние мировоззренческих ценностей (утрата нравственных идеалов в переходный период, размывание традиционных в социалистическом обществе ценностей общественного бытия);

- методико-технологический кризис (практика воспитательной работы оказалась наедине с острокризисной проблемой современной теории и практики воспитания, нравственного воспитания в особенности);

- организационно-управленческий кризис дал о себе знать необходимостью содержательной и структурной перестройки культурно-образовательной сферы жизнедеятельности детей и молодёжи, предстояло приобрести опыт эффективной работы в новых финансово-экономических условиях.

       МОУ "Борисовская средняя общеобразовательная школа №4"  к настоящему времени накопила значительные ресурсы для выхода на качественно новый уровень своего развития  в части создания эффективной системы работы с учащимися. Ведь в  Белгородской области разработаны и воплощены в жизнь вариативные модели воспитательной работы в системе образования и культуры. Интенсивно развивается система учреждений дополнительного образования. В нашем районе активно действуют и оказывают значительный вклад в формирование идеологии нравственно-эстетического  и гражданско-патриотического воспитания детей, учащихся и молодёжи общественные организации.

  

3. Цели и задачи Программы

Реализация Программы будет осуществляться с целью последовательного создания в школе целостной, гуманистически ориентированной, научно прогнозируемой в своём развитии системы духовно-нравственного воспитания детей, на основе согласования и своевременной реализации организационно-управленческих решений и действий различных ведомств и организаций.

   Для достижения этой цели Программа должна обеспечить решение следующих задач:

- сбор и анализ информации о состоянии нравственного воспитания в школе;

- выработка организационно-управленческой модели совершенствования духовно-нравственной воспитательной работы;

- создание единого воспитательного пространства, прежде всего путём выявления, систематизации и распространения эффективного воспитательного опыта;

- создание механизма интенсивного взаимодействия различных организационно-управленческих структур для своевременного решения актуальных задач духовно-нравственного становления воспитанников.

 

4. Система программных мероприятий

Программа разрабатывается с учётом действующего законодательства об образовании, семье, труде и занятости, культуре и спорту и других нормативных документов.

 Семья

Программой предусматривается: реализация мер по всемерному повышению роли семьи  в духовно-нравственном  становлении растущей личности; формирование позитивного опыта  духовно-нравственного воспитания, обобщение такого опыта, его систематизация и совершенствование форм распространения в образовательно-воспитательном пространстве  Борисовского района; повышение роли научно-теоретического знания  в оперативном решении проблем и задач.

    Планируемые мероприятия: организация работа  Совета  школы, классных  родительских  комитетов, родительского всеобуча, проведение  общешкольных  родительских  собраний,  организация  родительского  общественного  патрулирования  во  время  проведения  вечеров  отдыха, дискотек , общешкольных  мероприятий, вовлечение  родителей  в  учебно-воспитательный  процесс.

 Повышение воспитывающей функции обучения, воспитания в процессе образования.

Мероприятия Программы направлены на создание условий для реализации воспитательного потенциала   современного урока, обеспечение эффективности усилий учителей и педагогов дополнительного образования для предоставления детям информации в процессе обучения, направленной не только на усвоение детьми программного минимума знаний, но и на духовно-нравственное становление личности.

 Планируемые мероприятия: создание воспитательной системы образовательного учреждения; организация работы с детьми с девиантным  поведением; организация работы с одарёнными детьми; участие в конкурсах исследовательских работ учащихся на уровне района и области.

 Формирование культуры досуговой деятельности.

Система программных мероприятий  обеспечивает целенаправленное формирование у детей опыта социально значимого, личностно-созидающего проведения досуга, организации и самоорганизации свободного времени; распространение эффективных форм, методов и технологий реализации досугового потенциала учащихся.

   Планируемые мероприятия: создание условий по организации работы школы как социокультурного досугового центра; оборудование актового зала школы для проведения массовых досуговых мероприятий; организация проведения каникул; участие в районных и областных фестивалях, смотрах, конкурсах, олимпиадах художественного творчества детей.

 Формирование воспитывающей среды

Формирование воспитывающей среды – один из  основополагающих факторов, влияющих  на развитие личности ребёнка. Мероприятия Программы направлены на повышение культурно-эстетических требований к организации воспитательного пространства в школе, на гармонизацию взаимоотношений ребёнка с окружающим социумом.

    Планируемые мероприятия: организация экскурсий по местам Боевой славы Борисовского  района  и  Белгородской  области; организация экскурсий в храмы Борисовского района и Белгородской области; оформление в школе уголков с государственной символикой; участие в проведении Кирилло-Мефодиевских чтений, посвященных дню славянской письменности и культуры, проведение спортивно-оздоровительных мероприятий; создание медиатеки по духовно-нравственному воспитанию, проведение  Вахты  Памяти, посвященной  Дню  Защитника  Отечества и 61-ой  годовщине Победы  в  ВОВ, участие в  акции  социальных проектов  «Я  - гражданин  России», «Доброе  утро, ветеран!» и др.

 Поддержка социально значимых инициатив

Комплекс мероприятий направлен на стимулирование активной жизненной позиции детей, формирование оптимистического отношения к жизни, способности работать сообща, в единой команде.

Планируемые мероприятия: конкурс  исследовательских  работ, конкурс  кроссвордов «Дети  и  выборы», конкурс  сочинений «В  единстве  наша  сила», организация  и  проведение  марафона  и  других  акций  по  вопросам  экологии  детства.

 Создание дополнительных пространств для самореализации личности во внеурочное время

Выполнение мероприятий Программы создаст предпосылки для предоставления детям возможности выбора видов и форм творчески ориентированной деятельности  во внеурочное время.

Планируемые мероприятия: работа с «трудными подростками», организация  проведение  конкурса  патриотической  песни «Пою  тебе, мое  Отечество», проведение  конкурса  любительских  фоторабот  учащихся «Мой  мир»,  проведение  краеведческой  конференции «По  памятным  местам  родного  Белогорья», организация  работы  кружка  юных  экологов «Галиктус», проведение  конкурс  детского  творчества, посвященного  акции  «Марш  парков».

 Воспитание активной жизненной позиции

Формирование у подрастающего поколения основ организационной культуры, организаторских способностей и навыков, формирование культуры межличностного общения, культуры речи, способности к самоорганизации, проектирование собственной деятельности, воспитание активной социальной позиции, гражданственности, уважения к правам человека.

Планируемые мероприятия: выборы  школьного  правительства (Школьная Дума), активизация работы школьной Думы, проведение конкурса программ и проектов детского самоуправления; подготовка вожатых для организации  подвижных  перемен в  начальной  школе, для  организации  летнего труда и отдыха учащихся.

 Профессиональное самоопределение

Отношение к труду – это один из самых важных показателей системы духовно-нравственных ценностей человека. Мероприятия Программы обеспечивают воспитание трудолюбия, опыта творческого и культурного самоопределения  у детей и подростков, формирование у воспитанников готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремление к достижению профессионализма в избранной сфере профессионального самоосуществления, воспитание конкурентоспособной личности.

Планируемые мероприятия: участие в районных конкурсах профессионального мастерства; участие в выставках технического и прикладного творчества; проведение ярмарки профессий; организация работы УПБ, улучшение  материальной  базы  УПБ, проведение  конкурса  юных  исследователей  окружающей  среды.

 Повышение воспитательного профессионализма кадров

Мероприятия Программы обеспечивают условия для непрерывного роста воспитательного профессионализма педагогов; формируют профессиональные умения в постановке и решении актуальных задач воспитания; наращиваюи профессионализм кадрового состава, обеспечивающий эффективную реализацию ключевых задач проектируемой системы целостного духовно-нравственного воспитания.

Планируемые мероприятия: работа по внедрению здоровьесберегающих технологий, проведение  заседания  м/о  классных  руководителей «Духовно – нравственное  воспитание – основа  здоровой  нации», проведение общешкольного  родительского  собрания  на  тему « Аспекты  духовно -  нравственного    и  патриотического  воспитания   ребенка  в  семье»

 Организационно-правовое и научное сопровождение Программы

Мероприятия, запланированные в данном раз деле, направлены на формирование нормативно-правовой базы для обеспечения реализации целей и задач Программы, создание благоприятных условий продвижения научного знания в практику воспитательной работы с учащимися, создание информационно-методической базы в помощь организаторам воспитательного процесса; обеспечение мониторинга воспитательного процесса, осуществляемого в целях оценки эффективности воспитательной работы, постоянной коррекции условий, создаваемых для духовно-нравственного развития учащихся.

Планируемые мероприятия: создание картотеки методических пособий в помощь работе с учащимися по вопросам нравственного воспитания; организация научно-методического сопровождения апробации Программы; создание методических материалов по духовно-нравственному воспитанию в условиях модернизации образования; разработка и реализация программ мониторинга состояния нравственного воспитания учащихся.

  

5.     Ресурсное обеспечение Программы

 

Финансовое обеспечение Программы

Для исполнения ряда мероприятий привлекаются средства организаций, родителей и спонсоров.

Кадровое обеспечение Программы

В целях эффективной реализации Программы предусматривается переподготовка педагогических работников по внедрению здоровьесберегающих технологий, серия семинаров, практикумов, тренингов по проблемам нравственного воспитания.

 

6.     Оценка эффективности реализации Программы

  Реализация Программы позволит:

- создать целостную систему духовно-нравственного воспитания учащихся;

- осуществлять мониторинг состояния нравственного воспитания в школе;

- выработать организационно-управленческую модель совершенствования духовно-нравственной воспитательной работы;

- выявлять, систематизировать и распространять эффективный воспитательный опыт;

- снизить количество детей с девиантным поведением;

- своевременно осуществлять профилактику криминализации подростково-юношеской среды;

- обеспечить рост социального оптимизма подрастающего поколения;

- повысить компетентность детей и подростков в области нравственности.

 

7.     Организация и контроль за ходом реализации Программы

 Рассматривать вопросы по духовно-нравственному воспитанию на педагогических советах, совещаниях при директоре, подводить итоги выполнения Программы на заседаниях Совета школы. 

ВЕРНУТЬСЯ  НА  ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Юридический адрес:   309341   Белгородская область    Борисовский район    п. Борисовка     ул. Грайворонская 229
Телефон (факс):
  8-(47-246) - 5- 30- 93      E-mail: school4_bor@mail.ru

Hosted by uCoz