|
МОУ "Борисовская средняя общеобразовательная школа №4" |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА |
Школа славится
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Патриотические чувства, любовь к Родине у человека прежде всего связываются с родным краем, где протекала ранняя сознательная жизнь. Центром краеведческой работы в МОУ "Борисовская средняя общеобразовательная школа №4" является музей - Комната Боевой и Трудовой Славы. Комната Боевой и Трудовой Славы была открыта в 1985 году, в честь 40–летия со дня Победы в Великой Отечественной войне. На протяжение последних пяти лет работой школьного музея руководит преподаватель истории Кравченко Ю.В. Экспозиция музея составлена таким образом, что учащиеся школы могут познакомиться с историей школы, трудовыми и ратными подвигами наших земляков, памятными местами Белгородчины и нашего Борисовского района.
На базе музея проводятся Уроки Мужества, посвященные победе нашего народа в Великой Отечественной войне, выпускнику школы, погибшему на Чеченской войне Муковоз Сергею. Активно работает Совет музея, лекторская группа. Члены Совета музея и участники краеведческого кружка поддерживают тесную связь с Борисовским краеведческим музеем, проводят исследовательские работы, принимают участие в работе районных и областных краеведческих олимпиад и конференций. Занимают призовые места. В 2002-2003г. ученик Клевцов Евгений занял призовое место в районной краеведческой олимпиаде, участвовал в VII областной олимпиаде по школьному краеведению, посвящённой 60-ю Курской битвы, где защищал исследовательскую работу «Проблемы изучения и сохранения военно-исторических памятников п. Борисовка». В этом же году с группой ребят: Внуковой Дарьей, Борисовой Юлией, Клевцовым Евгением, Борисенко Сергеем, мы представляли на районный конкурс – защиту социальных проектов «Я – гражданин России», исследовательскую работу по теме «Изучение и сохранение памятников п. Борисовка», где заняли II место. В 2003-2004 уч. году, в районном фестивале творческих достижений учащихся в эколого-краеведче6ской работе (краеведении) «Я воздухом твоим дышу, родное Белогорье», при защите проекта «Проблемы сохранения и возрождения культурного наследия п. Борисовка», группа учащихся школы: Борисенко Сергей, Внукова Дарья, Борисова Юлия, заняли III место. В этом же году, Борисенко Сергей принял участие в областном конкурсе исследовательских краеведческих работ, посвящённого 60-ю Победы в Великой Отечественной войне на тему «Изучение и сохранения культурного наследия п. Борисовка», стал лауреатом конкурса. В районной краеведческой викторине (2003-2004 уч.г.) – Борисенко Сергей занял I место в личном первенстве. В 2004-2005 уч. году был проведён районный смотр-конкурс музеев, в котором мы приняли участие. Учащиеся: Борисенко С. , Внукова Д., Борисова Ю., Бакшеева Т., Осипова И., Скрынник В., Федорченко Г., с интересом изучающие историю своего края, проводили экскурсии, читали лекции, вели активную поисковую работу. Итогом стало II место в этом смотре-конкурсе. В районе была проведена олимпиада по школьному краеведению, участником её стал Борисенко Сергей, занявший II место (2004-2005 год). В этом же году Борисенко Сергей принял участие в конкурсе исследовательских работ на тему «Монастырская криница», стал лауреатом этого конкурса. В районной конференции посвящённой 60-летию Победы в Великой Отечественной войне «Память поколений», приняли участие учащиеся школы: Борисенко Сергей, который занял I место в защите исследовательской работы на тему «Гончарное дело не ремесло, а искусство» в секции «Этнография» и II место в викторине; Федорченко Галина в защите исследовательской работы «Династия художников Хвостенко» I место в секции «Культурное наследие»; Чернова Евгения - II место в викторине, общекомандное I место. В феврале 2005 года Борисенко Сергей стал участником областной олимпиады по школьному краеведению, где вошел в десятку лучших, став лауреатом. Итогом работы за 2004-2005 учебный год, стал районный вечер памяти «Забвения не будет героям!», приняли участие Ульянцева М., Федорченко Г., Барсегян А., Борисенко С., Скрынник В., учащиеся собрали краеведческий материал о герое Советского Союза – Рудом Анатолии Михайловиче, и достойно выступив, показали, что интерес к отечественной истории высок. 18-20 ноября 2005 г. в г. Белгороде двое учащихся приняли участие в областном конкурсе исследовательских краеведческих работ, это Борисенко Сергей и Федорченко Галина. Борисенко С. – I место в викторине, секция «Духовное наследие». 10 сентября 2005 года, члены кружка «История родного края»: Швец Ю., Михайленко А., Балясникова К., Евминова И., Просяник Е., приняли участие в областной акции «Память героям!» совместно с учащимися мы вели записи воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945г.г., проживающих на территории Белгородской области, проводили поисковую и исследовательскую работу по военно-исторической тематике, собрали видео и фото документы для создания банка данных воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих на территории области. 20 ноября 2005 года приняли участие в областном конкурсе «Дети и война», учащаяся Федорченко Галина вела активную исследовательскую работу по сбору краеведческого материала, записала беседы участников тех далёких событий, собрала фото и видео материалы, работа участвовала в областном конкурсе. 13 февраля 2006 года члены кружка «История родного края»: Борисенко С. , Внукова Д., Борисова Ю., Бакшеева Т., Швец Ю., Скрынник В., Пак Н., Ломакин Е., приняли участие в районной акции «Я – гражданин России», где представили работу «Есть память в человеческих сердцах». Ребята показали свою гражданскую позицию, освоив новые формы поиска, обработки и анализа информации, нашли вариант собственного решения проблемы. Заняли II место. С 1 марта по 25 марта 2006 года, прошёл районный смотр-конкурс музеев образовательных учреждений «Летопись родного края», совместного с членами кружка мы приняли участие в этом конкурсе. По предварительным итогам наш музей занял призовое место и рекомендацию для участия в областном смотре-конкурсе. В ходе работы были решены задачи по активизации поисковой и исследовательской работе учащихся, воспитание чувства патриотизма, любви к своей малой Родине музейными средствами.
АНКЕТА- ПРЕДСТАВЛЕНИЕ школьного музея Борисовского района
1. Полное наименовании музея Комната Боевой и Трудовой Славы 2. Дата основания музея 8 мая 1986 года 3. № паспорта музея и дата паспортизации ---- 4. Наименование учреждения, в котором действует музей МОУ Борисовская средняя общеобразовательная школа №4 5. Почтовый адрес, телефон п. Борисовка, ул. Грайворонская, 225 тел. 5-28-91 6. Фамилия, имя, отчество, должность, учёная степень, звание руководителя музея учитель истории Кравченко Юлия Владимировна 7. Педстаж 12 лет, сколько лет руководит музеем 5 лет 8. Перечень прилагаемых материалов а) Рефераты: - «Наш край в годы Великой Отечественной войны»; - «Борисовка в 1920-1945 годы»; -« Добро, красоту – человеку»; -«Культура и быт нашего края в XVII-XVIII веке»; -«Нашей истории строки, 1917-1920 годы». б) Исследовательские работы: - «Династия художников Хвостенко»; - «Гончарное дело не ремесло, а искусство»; - «Герой Советского Союза Рудой Анатолий Михайлович». в) План работы музея на 2004-2005 учебный год
ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЕЯ Справка об истории создания музея Комната Боевой и Трудовой Славы была открыта в 1986 году. Этому предшествовала большая поисковая работа. В классах были созданы группы «Поиск». Каждый класс получил задание по сбору материалов, который впоследствии был оформлен, изготовлены стенды. У истоков создания Комнаты стояли преподаватели: директор школы Трегубенко С.П., учителя Ныш Е.И., Рыбочка Е.П., а так же учащиеся Дворникова Е., Дорошенко Е., Колупаева М., Куравина Т. К 41-й годовщине со дня Победы, в торжественной обстановке, с приглашением гостей, Комната Боевой и Трудовой Славы была открыта. Право перерезать ленту было предоставлено бывшему директору Борисовской типографии, ветерану Великой Отечественной войны Крячко Н.А. Присутствующим были вручены памятные сувениры, затем состоялся праздничный концерт.
Название разделов с их кратким описанием Комната Боевой и Трудовой Славы имеет несколько разделов: - История школы, - Годы Великой Отечественной войны, - Трудовые успехи предприятий района. 1. «История школы». Эта экспозиция включат несколько стендов, посвящённых истории создания школы. «Из истории школы» (стенд №16) рассказывает о создании школы, имеет фотографии бывших директоров школы: Латунова Владимира Алексеевича, Жук Ивана Ильича. На стенде расположены фотографии учителей, работавших в школе в разные годы: Боброва А.Н. с учащимися, учитель физкультуры Алексенко П.В. с детьми, учителя Данилова Л.Г., Рыбочка Е.П., Щербак Е.П., Николаенко В.М., семья учителей Сазоновых. Эта экспозиция имеет надпись «Здесь много классов пройдено. И здесь мы слово «Родина» Впервые прочитали по слогам» Стенд №8 «Учителя – ветераны педагогического труда», содержит информацию об учителях, посвятивших свою трудовую деятельность детям, школе. На этом же стенде помещены фотографии учащихся, создававших музей – Комнату Боевой и Трудовой Славы, это Дорошенко Е., Дворникова Е., Колупаева М., Куравина Т. Стенд №15 «Ими гордится школа» рассказывает об учащихся, которые учатся на «5» и активно участвуют в жизни школы. Стенд №17 «Учителя, вы в нашем сердце остаётесь навсегда», представляет фотографии педагогического коллектива школы во главе с директором школы Трегубенко С.П. Стенд №81 «Школьные годы чудесные», содержит информацию о выпускниках школы – медалистах, а так же фотографии выпускного вечера. Этому разделу посвящены сменные стенды информационного характера «Наши успехи и достижения», где собраны грамоты, дипломы о призовых местах в различных соревнованиях, викторинах, конкурсах. В раздел «История школы» входит I том альбома – летописи о создании и развитии школы, начат II том, посвящённый школьной жизни. 2. «Годы Великой Отечественной войны» Этот раздел посвящён 1941-1945 годам, экспозиция рассказывает об одном из величайших сражений «Курская битва» (стенд №4), этот стенд имеет карту-схему сражения, стихи, посвящённые этому сражению. Стенд №3 рассказывает о наших земляках – героях, имеются фотографии. Стенд №6 «Воины – земляки, погибшие на войне (микрорайон школы) с перечислением 23 фамилий. Стенд №6 «Солдатские вдовы». На этом стенде указаны фамилии 21 вдовы. Стенд №14 «Его подвиг помнят Борисовцы» рассказывает о подвиге лётчика-испытателя Митрофана Михайловича Ушакова , в честь которого названа центральная площадь посёлка Борисовка. Стенд №24 «Они стояли рядом со взрослыми» посвящён героям Великой Отечественной войны - учащимся Грайворонского района, школы им. Энгельса: Коле Синицыну, Пете Игнатенко, Дмитрию Балицкому, которые были награждены медалью «За отвагу». Этот раздел имеет выставочные экспонаты: штык, сапёрную лопатку, гильзу снаряда, осколок снаряда, каску, которые расположены на специальном выставочном столе. 3. «Трудовые успехи предприятий района» В разделе этой экспозиции имеется стенд №12 «Восстановление разрушенного хозяйства», в котором рассказывается о первых годах создания колхоза в микрорайоне школы, о первых председателях В.М. Литвин, П.Д. Алейник и др. Раскладушка «Наши ученики работают на предприятиях посёлка», где собраны фотографии с рассказами бывших учеников школы. На витрине выставлены фотографии Шаповал И.Я. и его бригады, передовиков социалистического соревнования 1982-1983 г.г. Здесь же собраны Почётные грамоты Шаповал И.Я., Героя социалистического руда. В эту экспозицию включены такие предметы этнографического характера как: рубель, утюг, ковш, настольная лампа, кувшин, керамические чашки, ножницы для стрижки овец, лапти (подарочные), простынь свадебная, панно с вышивкой, рушник, сарафан (выполненный учителем Костериной Л.Е.), блузка с вышивкой. Эти предметы дают возможность глубже изучить историю русского народа.
Характеристика технического состояния музея Техническое состояние Комнаты и условия сохранности экспонатов удовлетворительное. Экспозиционное оборудование - 2 выставочных стеллажа; - 1 выставочный стол.
Статистический отчет по итогам работы музея образовательного учреждения за 2003-2004 учебный год: - площадь экспозиционного зала – 24 м2; - количество посетителей в год – 250 человек; - количество лекций, бесед – 12; - количество музейных уроков – 15; - количество массовых мероприятий – 6; - количество экспедиционных заданий – 3; - количество выставок – 3; - количество поступивших экспонатов – 3 (лапти, 2 утюга), - количество экскурсий – 6 (2-для родителей, 4 для учащихся школы), - выставка декоративно – прикладного искусства и рисунков, посвящённых 50-летию образования Белгородской области. На базе Комнаты Боевой и Трудовой Славы прошли следующие массовые мероприятия: научно-практическая конференция «Белгородчина: вчера, сегодня», конкурс декламаторов «Белогорье – синие дали», встреча с ветеранами Великой Отечественной войны «Память сердца», конкурс исследовательский работ «Моя Белгородчина». Публикации в районной газете «Призыв» о работе Комнаты Боевой и Трудовой Славы. Было проведено мероприятие «Героические вехи войны» (план прилагается), для учащихся старших классов. Так же музейные уроки: - «Ты бессмертен солдат» (к 60-летию Победы), - «Никто не забыт, ничто не забыто», - «Вечер памяти С. Муковозу, погибшему при исполнении долга в Чечне». Совместно с научными работниками Борисовского краеведческого музея была организована встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и уроки мужества «Забвенья не будет героя», «Письма солдата». Советом Комнаты Боевой и Трудовой Славы была разработана научно-исследовательская работа по изучению истории Великой Отечественной войны «Изучение и сохранение памятников Великой Отечественной войны на территории посёлка Борисовка» Активисты Комнаты Боевой и Трудовой Славы принимают участие в районных и областных краеведческих конференциях и олимпиадах, где неоднократно становились победителями: В районных: -2002год – 1 место (Клевцов Е., Ломакина Н., Колмыков Е.), -2003 год – 2 место (Клевцов Е., Борисенко С.), -2004 год – личное первенство Борисенко С., -2005 год – 1 место в викторине и 2 место за исследовательскую работу – Борисенко С., 3 место в викторине – Чернова Ж..,1 место за исследовательскую работу – Федорченко Г. В областных викторинах и конференциях: - с 2002 по 2005 годы это Клевцов Е., Ломакина Е., Колмыкова Е., Борисенко С.
Руководитель школьного музея Ю. В. Кравченко
План работы Комнаты Боевой и Трудовой славы на 2005 – 2006 уч. год
Программа деятельности школьного музея Содержание: 1. Пояснительная записка………………………………………………………… 2. Содержание программы ………………………………………………………. 3. Методы и формы реализации ………………………………………………… 4. Список Использованной литературы ………………………………………… Пояснительная записка
«Гордится славою своих предков не только не можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». А.С. Пушкин
Возросший за последние время интерес к истории своего края, а также введение в государственный образовательный стандарт национально-регионального компонента привёл к росту роли музеев. Это обусловлено рядом причин: желание изучить историю малой родины; новыми подходами к процессу обучения, ориентации на развитие личности; осознание эффективности краеведческого принципа обучения (от известного к неизвестному, от частного к общему). Главной особенностью школьного музея является, то, что он имеет учебно-педагогическое назначение. Являясь результатом совместного коллективного труда учителей и учащихся, музей способствует улучшению учебно-воспитательной работы в школе. В нём всё предназначено для учащихся и в основном собрано или сделано руками самих учащихся. Экспонаты в школьном музее – это учебно-наглядные пособия для уроков. Так же, сама организация музея является одной из форм проявления самодеятельности и инициативы учащихся, а музей становится поисково-творческой лабораторией, ведущей учителей и учащихся по пути приобщения их к исследовательской деятельности. Школьный музей стал лучшей формой демонстрации, хранения и учёта письменных и вещественных памятников, собранных в итоге краеведческой работы. Наряду с этим школьный музей способствует пропаганде краеведческих знаний и охране памятников истории и культуры нашей страны. Главным объектом программы деятельности «Комнаты Боевой и Трудовой Славы» является учащийся, для которого создаются оптимальные возможности для творческого развития, гражданского становления, формирования жизненной позиции. Стратегию своего сотрудничества педагогический коллектив МОУ БОСШ №4 с учащимися, строит на следующих подходах: - гуманистический (содействующий формированию ценных отношений к нормам культурной жизни, развитию гражданско-правового сознания); - личностно-ориентированный (направленный на развитие личности в соответствии с её особенностями); Основные принципы программы деятельности: - непрерывность и последовательность; - обучение и воспитание учащихся в неразрывном единстве; - ориентация на общечеловеческие ценностные отношения; - комплексность воспитывающих влияний.
Цель программы: Воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре своего народа музейными средствами.
Задачи программы: - ознакомление учащихся с событиями отечественной истории, биографиями выдающихся земляков; - создание у учащихся представлений о поисковой работе, сборе и хранении экспонатов; - развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий, обобщению фактов; формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях своего народа; Изучение фонда школьного музея, позволило определить следующие направления деятельности программы.
Содержание программы
Содержание программы реализуется по ведущим направлениям:
Летопись родного края Задачи: Изучение истории и природы родного края с древнейших времён до сегодняшнего дня, составление летописи наших дней. Содержание: В рамках этого направления разработан ряд лекций, музейных уроков, исследовательских работ. «Древнейшее прошлое Белгородчины» «Белгородская губерния» «Белгородская область вчера, сегодня» «Борисовскому району - 75 лет» «Борисовка в 1920-1945 годах» «Добро, красоту – человеку» «Нашей истории строки 11917-1920 года» «На страже здоровья населения» «Возникновение Борисовки и образование Борисовской вотчины Шереметьевых».
Исчезнувшие памятники России
Задачи: Выявление, собирание и введение в научный оборот краеведческих материалов об утраченных памятниках материальной и духовной культуры. Содержание: Выявление и собирание источников об утраченных памятниках истории и культуры края, позволит разработать ряд исследований по темам: «Тихвинский женский монастырь» «Монастырская криница» «Успенская церковь» «Михайловский край» «Изучение и сохранение памятников культурно-исторических памятников посёлка Борисовка».
Культурное наследие
Задачи: Изучение культурного наследия и творчества жителей родного края, фиксация событий культурной жизни родного края. Содержание: В рамках этой программы учащиеся могут организовать лекции, конференции, вечера, исследовательские работы: «Знаменитые земляки – П.Я. Барвинский» «Знаменитые уроженцы Борисовского края Г.Я. Ломакин» «Жизнь и творчество С.А. Дегтярева» «Династия художников Хвостенко» «Культура и быт нашего края» «Писатель – А.И. Шиян» «Художник – Д.И. Бесперчий» «Борисовка – центр кустарных промысловая» «Гончарное дело, не ремесло, а искусство».
Военная история России
Задачи: Изучение военной истории на местном краеведческом материале, увековечение памяти земляков. Содержание: Исторически сложилось, что прошлое нашей Родины тесно связанно с военным делом. Многие исторические события и имена выдающихся полководцев вошли в историю, но события, которые происходили в их местности, мало известны. Поэтому необходимо проведение музейных уроков, уроков мужества, лекций по этому направлению: «Ты бессмертен солдат» «Никто не забыт, ничто не забыто» «Наш край в годы Великой Отечественной войны» «Выдающиеся битвы Великой Отечественной войны» «Город первого салюта – Белгород» «Великие полководцы Великой Отечественной войны» «Отечественная война 1941 – 1945 гг.» «Земляки – герои» «Забвенья не будет героям» «Изучение и сохранение военно-исторических памятников, на территории п. Борисовка» «Герой Советского Союза – А.М. Рудой» «Курская битва»
Методы и формы реализации программы
Основными методами реализации программы являются: беседа, наблюдения, исследования, театрализация и т.д. Основными формами работы являются: - экскурсия - лекция - конференция - конкурс (олимпиада, викторины) - встреча с интересными людьми - вечер памяти - консультация (индивидуальная исследовательская работа) - конкурс рисунков, плакатов. Однако ведущее место в методике занимают методы и приёмы работы с подлинной вещью, музейным предметом, памятником истории и культуры. Среди них: рассматривание и определение места предмета, сравнивание старинных вещей, демонстрация экспонатов, изображение предмета ребёнком и т.д.
Список использованной литературы: 1. Ашурков В.Н. «Историческое краеведение». М.: Просвещение, 1980. 2. Борисов Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе. – М.: Просвещение, 1982г.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Юридический адрес:
309341
Белгородская область
Борисовский район
п. Борисовка
ул. Грайворонская 229
|