МОУ "Борисовская средняя общеобразовательная школа №4"

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ  РАБОТА

 

Школа славится
 не количеством учеников,
а качеством.

 

Главная

Новости школы

Управляющий Совет

Отчеты КПМО

ФГОС

Нормативные документы

Детская организация

Программа развития

Наши достижения

Духовно-нравственное воспитание

Патриотическое воспитание

Методическая копилка

ЕГЭ 11 класс

ГИА 9 класс

Публикации в СМИ

Муниципальные услуги

Патриотические чувства, любовь к Родине у человека прежде всего связываются с родным краем, где протекала ранняя сознательная жизнь.      Центром краеведческой работы в МОУ "Борисовская средняя общеобразовательная школа №4" является музей - Комната Боевой и Трудовой Славы.

Комната  Боевой  и  Трудовой  Славы  была  открыта  в  1985 году, в  честь  40–летия  со дня  Победы  в  Великой  Отечественной  войне. На  протяжение последних  пяти лет  работой  школьного  музея  руководит  преподаватель  истории Кравченко  Ю.В. Экспозиция  музея составлена  таким  образом, что  учащиеся школы могут  познакомиться с историей школы, трудовыми  и  ратными  подвигами  наших земляков, памятными  местами  Белгородчины  и  нашего  Борисовского  района.

    

      На  базе  музея  проводятся  Уроки  Мужества, посвященные  победе  нашего  народа  в  Великой  Отечественной  войне, выпускнику  школы, погибшему  на  Чеченской  войне Муковоз  Сергею. Активно  работает  Совет  музея, лекторская  группа. Члены  Совета  музея  и  участники  краеведческого  кружка  поддерживают  тесную  связь  с Борисовским  краеведческим  музеем, проводят исследовательские работы, принимают  участие  в  работе  районных и  областных  краеведческих олимпиад и конференций. Занимают  призовые  места.

В 2002-2003г. ученик Клевцов Евгений  занял призовое место  в районной краеведческой олимпиаде, участвовал в VII областной олимпиаде по школьному краеведению, посвящённой 60-ю Курской битвы, где защищал исследовательскую работу «Проблемы изучения и сохранения военно-исторических памятников п. Борисовка».

     В этом же году с группой ребят: Внуковой Дарьей, Борисовой Юлией, Клевцовым Евгением, Борисенко Сергеем, мы представляли на районный конкурс – защиту социальных проектов «Я – гражданин России», исследовательскую работу по теме «Изучение и сохранение памятников п. Борисовка», где заняли II место.

     В 2003-2004 уч. году, в районном фестивале творческих достижений учащихся в эколого-краеведче6ской работе (краеведении) «Я воздухом твоим дышу, родное Белогорье», при защите проекта «Проблемы сохранения и возрождения культурного наследия п. Борисовка», группа учащихся школы: Борисенко Сергей, Внукова Дарья, Борисова Юлия, заняли III место.

     В этом же году, Борисенко Сергей принял участие в областном конкурсе исследовательских краеведческих работ, посвящённого 60-ю  Победы в Великой Отечественной войне на тему «Изучение и сохранения  культурного наследия п. Борисовка», стал лауреатом конкурса.

     В районной краеведческой викторине (2003-2004 уч.г.) – Борисенко Сергей занял I место в личном первенстве.

     В 2004-2005 уч. году был проведён районный смотр-конкурс музеев, в котором мы приняли участие. Учащиеся: Борисенко С. , Внукова Д., Борисова Ю., Бакшеева Т., Осипова И., Скрынник В., Федорченко Г.,  с интересом изучающие историю  своего края, проводили экскурсии, читали лекции, вели активную поисковую работу. Итогом стало II место в этом смотре-конкурсе.

     В районе была проведена олимпиада по школьному  краеведению, участником её стал  Борисенко Сергей, занявший II место (2004-2005 год).

     В этом же году Борисенко Сергей принял участие  в конкурсе исследовательских работ на тему «Монастырская криница», стал лауреатом этого конкурса.

      В районной конференции посвящённой 60-летию Победы в Великой Отечественной войне «Память поколений», приняли участие учащиеся школы: Борисенко Сергей, который занял I место в защите исследовательской работы на тему «Гончарное дело не ремесло, а искусство» в секции «Этнография» и II место в викторине; Федорченко Галина в защите исследовательской работы «Династия художников Хвостенко» I место в секции «Культурное наследие»; Чернова Евгения - II место в викторине, общекомандное I место.

     В феврале 2005 года Борисенко Сергей стал участником областной олимпиады по школьному краеведению, где вошел в десятку лучших, став лауреатом.

     Итогом работы за 2004-2005 учебный год, стал районный вечер памяти «Забвения не будет героям!», приняли участие Ульянцева М., Федорченко Г., Барсегян А., Борисенко С., Скрынник В., учащиеся собрали краеведческий материал о герое Советского Союза – Рудом Анатолии Михайловиче, и достойно выступив, показали, что интерес к отечественной истории высок.

     18-20 ноября 2005 г. в г. Белгороде двое учащихся приняли участие в областном конкурсе исследовательских краеведческих работ, это Борисенко Сергей и Федорченко Галина. Борисенко С. – I место в викторине, секция «Духовное наследие».

     10 сентября 2005 года, члены кружка «История родного края»: Швец Ю., Михайленко А., Балясникова К., Евминова И., Просяник Е., приняли участие в областной акции «Память героям!» совместно с учащимися мы вели записи воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945г.г., проживающих на территории Белгородской области, проводили поисковую и исследовательскую работу по военно-исторической тематике, собрали видео и фото документы для создания банка данных  воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих на территории области.

     20 ноября 2005 года приняли участие в областном конкурсе «Дети и война», учащаяся Федорченко Галина вела активную исследовательскую работу  по сбору краеведческого материала, записала беседы участников тех далёких событий, собрала фото и видео материалы, работа участвовала в областном конкурсе.

     13 февраля 2006 года члены кружка «История родного края»: Борисенко С. , Внукова Д., Борисова Ю., Бакшеева Т., Швец Ю., Скрынник В., Пак Н., Ломакин Е.,  приняли участие  в районной акции «Я – гражданин России», где представили работу «Есть память в человеческих сердцах». Ребята показали свою гражданскую позицию, освоив новые формы поиска, обработки и анализа информации, нашли вариант собственного решения проблемы. Заняли II место.

     С 1 марта по 25 марта 2006 года, прошёл районный смотр-конкурс музеев образовательных учреждений «Летопись родного края», совместного с членами кружка мы приняли участие в этом конкурсе. По предварительным итогам наш музей занял призовое место и рекомендацию для участия в областном смотре-конкурсе. В ходе работы были решены задачи по активизации поисковой и исследовательской работе учащихся, воспитание чувства патриотизма, любви к своей малой Родине музейными средствами.

 

 

АНКЕТА- ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

школьного музея Борисовского района

 

1.                 Полное наименовании музея            Комната Боевой и Трудовой Славы

2.                 Дата основания музея                         8 мая 1986 года

3.                 № паспорта музея и дата паспортизации    ----

4.                 Наименование  учреждения, в котором действует музей  МОУ Борисовская средняя общеобразовательная школа №4

5.                 Почтовый адрес, телефон   п. Борисовка, ул. Грайворонская, 225 тел. 5-28-91

6.                 Фамилия, имя, отчество, должность, учёная степень, звание руководителя музея  учитель истории Кравченко Юлия Владимировна

7.                 Педстаж   12 лет,      сколько лет руководит музеем  5 лет

8.                 Перечень прилагаемых материалов

а) Рефераты:

- «Наш край в годы Великой Отечественной войны»;

- «Борисовка в 1920-1945 годы»;

-« Добро, красоту – человеку»;

-«Культура и быт нашего края в XVII-XVIII веке»;

-«Нашей истории строки, 1917-1920 годы».

б)  Исследовательские работы:

- «Династия художников Хвостенко»;

- «Гончарное дело не ремесло, а искусство»;

- «Герой Советского Союза Рудой Анатолий Михайлович».

в) План работы музея на 2004-2005 учебный год

  

ХАРАКТЕРИСТИКА   МУЗЕЯ

Справка об истории создания музея

Комната Боевой и Трудовой Славы была открыта в 1986 году. Этому предшествовала большая поисковая работа. В классах были созданы группы «Поиск».

Каждый класс получил задание по сбору материалов, который впоследствии был оформлен, изготовлены стенды. У истоков создания Комнаты стояли преподаватели: директор школы Трегубенко С.П., учителя Ныш Е.И., Рыбочка Е.П., а так же учащиеся Дворникова Е., Дорошенко Е., Колупаева М., Куравина Т.

К 41-й годовщине со дня Победы, в торжественной обстановке, с приглашением гостей, Комната Боевой и Трудовой Славы была открыта. Право перерезать ленту было предоставлено бывшему директору Борисовской типографии, ветерану Великой Отечественной войны Крячко Н.А. Присутствующим были вручены памятные сувениры, затем состоялся праздничный концерт.

 

Название разделов с их кратким описанием

Комната Боевой и Трудовой Славы имеет несколько разделов:

- История школы,

- Годы Великой Отечественной войны,

- Трудовые успехи предприятий района.

1. «История школы». Эта экспозиция включат несколько стендов, посвящённых истории создания школы. «Из истории школы» (стенд №16) рассказывает о создании школы, имеет фотографии бывших директоров школы: Латунова Владимира Алексеевича, Жук Ивана Ильича. На стенде расположены фотографии учителей, работавших в школе в разные годы: Боброва А.Н. с учащимися, учитель физкультуры Алексенко П.В. с детьми, учителя Данилова Л.Г., Рыбочка Е.П., Щербак Е.П., Николаенко В.М., семья учителей Сазоновых. Эта экспозиция имеет надпись

 «Здесь много классов пройдено.

 И здесь мы слово «Родина»

Впервые прочитали по слогам»

Стенд №8 «Учителя – ветераны педагогического труда», содержит информацию об учителях, посвятивших свою трудовую деятельность детям, школе. На этом же стенде помещены фотографии учащихся, создававших музей – Комнату Боевой и Трудовой Славы, это Дорошенко Е., Дворникова Е., Колупаева М., Куравина Т.

Стенд №15 «Ими гордится школа» рассказывает об учащихся, которые учатся на «5» и активно участвуют в жизни школы.

Стенд №17 «Учителя, вы в нашем сердце остаётесь  навсегда», представляет фотографии педагогического коллектива школы во главе с директором школы Трегубенко С.П.

Стенд №81 «Школьные годы чудесные», содержит информацию о выпускниках школы – медалистах, а так же фотографии выпускного вечера.

Этому разделу посвящены сменные стенды информационного характера «Наши успехи и достижения», где собраны грамоты, дипломы о призовых местах в различных соревнованиях, викторинах, конкурсах.

В раздел «История школы» входит I том альбома – летописи о создании и развитии школы, начат II том, посвящённый школьной жизни.

2. «Годы Великой Отечественной войны»

Этот раздел посвящён 1941-1945 годам, экспозиция рассказывает об одном из величайших сражений «Курская битва» (стенд №4), этот стенд имеет карту-схему сражения, стихи, посвящённые этому сражению.

 Стенд №3 рассказывает о наших земляках – героях, имеются фотографии.

Стенд №6 «Воины – земляки, погибшие на войне (микрорайон школы) с перечислением 23 фамилий.

Стенд №6 «Солдатские вдовы». На этом стенде указаны фамилии 21 вдовы.

Стенд №14 «Его подвиг помнят Борисовцы» рассказывает о подвиге лётчика-испытателя Митрофана Михайловича Ушакова , в честь которого названа центральная площадь посёлка Борисовка.

Стенд №24 «Они стояли рядом со взрослыми» посвящён героям Великой Отечественной войны  - учащимся Грайворонского района, школы им. Энгельса: Коле Синицыну, Пете Игнатенко, Дмитрию Балицкому, которые были награждены медалью «За отвагу».

Этот раздел имеет выставочные экспонаты: штык, сапёрную лопатку, гильзу снаряда, осколок снаряда, каску, которые расположены на специальном выставочном столе.

3. «Трудовые успехи предприятий района»

В разделе этой экспозиции имеется стенд №12 «Восстановление разрушенного хозяйства», в котором рассказывается о первых годах создания колхоза в микрорайоне школы, о первых председателях В.М. Литвин, П.Д. Алейник и др.

Раскладушка «Наши ученики работают на предприятиях посёлка», где собраны фотографии с рассказами бывших учеников школы.

На витрине выставлены фотографии Шаповал И.Я. и его бригады, передовиков социалистического соревнования 1982-1983 г.г. Здесь же собраны Почётные грамоты Шаповал И.Я., Героя социалистического руда.

В эту экспозицию включены такие предметы этнографического характера как: рубель, утюг, ковш,  настольная лампа, кувшин, керамические чашки, ножницы для стрижки овец, лапти (подарочные), простынь свадебная, панно с вышивкой, рушник, сарафан (выполненный учителем Костериной Л.Е.), блузка с вышивкой. Эти предметы дают возможность глубже изучить историю русского народа.

 

Характеристика технического состояния музея

Техническое состояние Комнаты и условия сохранности экспонатов удовлетворительное.

Экспозиционное оборудование

- 2 выставочных стеллажа;

- 1 выставочный стол. 

 

Статистический отчет по итогам работы

музея образовательного учреждения

за 2003-2004 учебный год:

- площадь экспозиционного зала – 24 м2;

- количество посетителей в год – 250 человек;

- количество лекций, бесед – 12;

- количество музейных уроков – 15;

- количество массовых мероприятий – 6;

- количество экспедиционных заданий – 3;

- количество выставок – 3;

- количество поступивших экспонатов – 3 (лапти, 2 утюга),

- количество экскурсий – 6 (2-для родителей, 4 для учащихся школы),

- выставка декоративно – прикладного искусства и рисунков, посвящённых 50-летию образования Белгородской области. На базе Комнаты Боевой и Трудовой Славы прошли следующие массовые мероприятия: научно-практическая конференция «Белгородчина: вчера, сегодня», конкурс декламаторов «Белогорье – синие дали», встреча с ветеранами Великой Отечественной войны «Память сердца», конкурс исследовательский работ «Моя Белгородчина». Публикации в районной газете «Призыв» о работе Комнаты Боевой и Трудовой Славы.

Было проведено мероприятие «Героические вехи войны» (план прилагается), для учащихся старших классов. Так же музейные уроки:

- «Ты бессмертен солдат» (к 60-летию Победы),

- «Никто не забыт, ничто не забыто»,

- «Вечер памяти С. Муковозу, погибшему при исполнении долга в Чечне». Совместно с научными работниками Борисовского краеведческого музея была организована встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и уроки мужества «Забвенья не будет героя», «Письма солдата».

Советом Комнаты Боевой и Трудовой Славы была разработана научно-исследовательская работа по изучению истории Великой Отечественной войны «Изучение и сохранение памятников Великой Отечественной войны на территории посёлка Борисовка»

Активисты Комнаты Боевой и Трудовой Славы принимают участие в районных и областных краеведческих конференциях и олимпиадах, где неоднократно становились победителями:

В районных:

-2002год – 1 место (Клевцов Е., Ломакина Н., Колмыков Е.),

-2003 год – 2 место (Клевцов Е., Борисенко С.),

-2004 год – личное первенство Борисенко С.,

-2005 год – 1 место в викторине и 2 место за исследовательскую работу – Борисенко С., 3 место в викторине – Чернова Ж..,1 место за исследовательскую работу – Федорченко Г.

В областных викторинах и конференциях:

- с 2002 по 2005 годы это Клевцов Е., Ломакина Е., Колмыкова Е., Борисенко С.

  

Руководитель школьного музея                                                           Ю. В. Кравченко

 

План работы Комнаты Боевой и Трудовой славы на 2005 – 2006 уч. год

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Выборы Совета, составление плана работы, распределение обязанностей

Сентябрь

Учитель истории Кравченко Ю.В.

2

Утверждение тем докладов лекторской группы

Сентябрь

Учитель истории Кравченко Ю.В.

3

Изучение музейного дела

В теч. года

Учитель истории Кравченко Ю.В.

4

Проведение экскурсий, чтение лекций

В теч. года

Учитель истории Кравченко Ю.В.

5

Форум «По  Иоасафовским  местам  Белогорья»

Сентябрь

Совет музея

6

Подготовка и проведение лекций к Дню  народного  единства

Сентябрь – октябрь

Совет музея,

Учитель истории Кравченко Ю.В.

7

Подготовка к месячнику патриотического воспитания, чтение лекций по военной тематике

Январь

Зам. директора по ВР Скрынник М.Н., Учитель ОБЖ

Махно В.В.

8

Встреча  с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами войны в Афганистане и Чечне

Май

Зам. директора по ВР Скрынник М.Н., ст. вожатая Передрий С.Л.

9

Школьная краеведческая олимпиада

Январь

Учитель истории Кравченко Ю.В.

10

Конференция

 «45 – летие  космической  эры»

апрель

Учитель  физики  Воскобойник  Е.Н.

11

Экскурсии:

Белгородский  Экспоцентр. Выставка, посвященная  300 – летию  святителя  Иоасафа

Белгородский  музей  народной  культуры;

 

Октябрь

Март

Классные руководители, зам.директора по ВР

12

Участие в акции «Доброе утро, ветеран!»

Май

Кл. руководители

13

Участие в Вахте Памяти

Май

Ст. вожатая Передрий С.Л.

14

Сбор  материалов  по  теме «Дети  и  война»

В теч. года

Учитель истории Кравченко Ю.В.

15

Районный  смотр – конкурс  школьных  музеев.

Ноябрь

Совет Комнаты

16

Выпуск военно-патриотической газеты «Поиск»

1 раз в четверть

Совет Комнаты

 

Программа деятельности школьного музея
«Комната Боевой и Трудовой Славы»

    Содержание:

1. Пояснительная записка…………………………………………………………                                                                  

2. Содержание программы ……………………………………………………….

3. Методы и формы реализации …………………………………………………

4. Список Использованной литературы …………………………………………

 Пояснительная записка

 

«Гордится славою своих предков

 не только не можно, но и должно;

 не уважать оной есть постыдное

 малодушие».

                                                                                                       А.С. Пушкин

 

Возросший за последние время интерес к истории своего края, а также введение в государственный образовательный стандарт национально-регионального компонента привёл к росту роли музеев. Это обусловлено рядом причин: желание изучить историю малой родины; новыми подходами к процессу обучения, ориентации на развитие личности; осознание эффективности краеведческого принципа обучения (от известного к неизвестному, от частного к общему).

Главной особенностью школьного музея является, то, что он имеет учебно-педагогическое назначение. Являясь результатом совместного коллективного труда учителей и учащихся, музей способствует улучшению учебно-воспитательной работы в школе. В нём всё предназначено для учащихся и в основном собрано или сделано руками самих учащихся. Экспонаты в школьном музее – это учебно-наглядные пособия для уроков. Так же, сама организация музея является одной из форм проявления самодеятельности и инициативы учащихся, а музей становится поисково-творческой лабораторией, ведущей учителей и учащихся по пути приобщения их к исследовательской деятельности.

Школьный музей стал лучшей формой демонстрации, хранения и учёта письменных и вещественных памятников, собранных в итоге краеведческой работы. Наряду с этим школьный музей способствует пропаганде краеведческих знаний и охране памятников истории и культуры нашей страны.

Главным объектом программы деятельности «Комнаты Боевой и Трудовой Славы» является учащийся, для которого создаются оптимальные возможности для творческого развития, гражданского становления, формирования жизненной позиции.

Стратегию своего сотрудничества педагогический  коллектив МОУ БОСШ №4 с учащимися, строит на следующих подходах:

- гуманистический (содействующий формированию ценных отношений к нормам культурной жизни, развитию гражданско-правового сознания);

- личностно-ориентированный (направленный на развитие личности в соответствии с её особенностями);

Основные принципы программы деятельности:

- непрерывность и последовательность;

- обучение и воспитание учащихся в неразрывном единстве;

- ориентация на общечеловеческие ценностные отношения;

- комплексность воспитывающих влияний.

 

 

Цель программы:

Воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре своего народа  музейными средствами.

 

Задачи программы:

- ознакомление учащихся с событиями отечественной истории, биографиями выдающихся земляков;

- создание у учащихся представлений о поисковой работе, сборе и хранении экспонатов;

- развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий, обобщению фактов;

формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях своего народа;

Изучение фонда школьного музея, позволило определить следующие направления деятельности программы.

 

Содержание программы

 

Содержание программы реализуется по ведущим направлениям:

 

Летопись родного края

Задачи:

Изучение истории и природы родного края с древнейших времён до сегодняшнего дня, составление летописи наших дней.

Содержание:

В рамках этого направления разработан ряд лекций, музейных уроков, исследовательских работ.

«Древнейшее прошлое Белгородчины»

«Белгородская губерния»

«Белгородская область вчера, сегодня»

«Борисовскому району - 75 лет»

«Борисовка в 1920-1945 годах»

«Добро, красоту – человеку»

«Нашей истории строки 11917-1920 года»

«На страже здоровья населения»

«Возникновение Борисовки и образование Борисовской вотчины Шереметьевых».

 

Исчезнувшие памятники России

 

Задачи:

Выявление, собирание и введение в научный оборот краеведческих материалов об утраченных памятниках материальной и духовной культуры.

Содержание:

Выявление и собирание источников об утраченных памятниках истории и культуры края, позволит разработать ряд исследований по темам:

«Тихвинский женский монастырь»

«Монастырская криница»

«Успенская церковь»

«Михайловский край»

«Изучение и сохранение памятников культурно-исторических памятников посёлка Борисовка».

 

Культурное наследие

 

Задачи:

Изучение культурного наследия и творчества жителей родного края, фиксация событий культурной жизни родного края.

Содержание:

В рамках этой программы учащиеся могут организовать лекции, конференции, вечера, исследовательские работы:

«Знаменитые земляки – П.Я. Барвинский»

«Знаменитые уроженцы Борисовского края Г.Я. Ломакин»

«Жизнь и творчество С.А. Дегтярева»

«Династия художников Хвостенко»

«Культура и быт нашего края»

«Писатель – А.И. Шиян»

«Художник – Д.И. Бесперчий»

«Борисовка – центр кустарных промысловая»

«Гончарное дело, не ремесло, а искусство».

 

Военная история России

 

Задачи:

Изучение военной истории на местном краеведческом материале, увековечение памяти земляков.

Содержание:

Исторически сложилось, что прошлое нашей Родины тесно связанно с военным делом. Многие исторические события и имена выдающихся полководцев вошли в историю, но события, которые происходили в их местности, мало известны. Поэтому необходимо проведение музейных уроков, уроков мужества, лекций по этому направлению:

«Ты бессмертен солдат»

«Никто не забыт, ничто не забыто»

«Наш край в годы Великой Отечественной войны»

«Выдающиеся битвы Великой Отечественной войны»

«Город первого салюта – Белгород»

«Великие полководцы Великой Отечественной войны»

«Отечественная война 1941 – 1945 гг.»

«Земляки – герои»

«Забвенья не будет героям»

«Изучение и сохранение военно-исторических памятников, на территории п. Борисовка»

«Герой Советского Союза – А.М. Рудой»

«Курская битва»

 

Методы и формы реализации  программы

 

Основными методами реализации программы являются: беседа, наблюдения, исследования, театрализация и т.д.

Основными формами работы являются:

- экскурсия

- лекция

- конференция

- конкурс (олимпиада, викторины)

- встреча с интересными людьми

- вечер памяти

- консультация (индивидуальная исследовательская работа)

- конкурс рисунков, плакатов.

Однако ведущее место в методике занимают методы и приёмы работы с подлинной вещью, музейным предметом, памятником истории и культуры. Среди них: рассматривание и определение места предмета, сравнивание старинных вещей, демонстрация экспонатов, изображение предмета ребёнком и т.д.

 

Список использованной литературы:

 1.    Ашурков В.Н. «Историческое краеведение». М.: Просвещение, 1980.

2.    Борисов Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе. – М.: Просвещение, 1982г.

 

ВЕРНУТЬСЯ  НА  ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Юридический адрес:   309341   Белгородская область    Борисовский район    п. Борисовка     ул. Грайворонская 229
Телефон (факс):
  8-(47-246) - 5- 30- 93      E-mail: school4_bor@mail.ru

Hosted by uCoz