МОУ "Борисовская средняя общеобразовательная школа №4"

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НА 2007-2012 ГГ.

 

Школа славится
 не количеством учеников,
а качеством.

 

Главная

Новости школы

Управляющий Совет

Отчеты КПМО

ФГОС

Нормативные документы

Детская организация

Программа развития

Наши достижения

Духовно-нравственное воспитание

Патриотическое воспитание

Методическая копилка

ЕГЭ 11 класс

ГИА 9 класс

Публикации в СМИ

Муниципальные услуги

«Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе

личностно-ориентированной парадигмы образования»

 СОДЕРЖАНИЕ

 Раздел 1. Информационно-аналитическое обоснование программы

 

1.1. Краткая аннотация программы…………

1.2. Информационная справка

1.3. Аналитико-прогностическое обоснование программы

 

Раздел 2. Концептуальное основание программы развития  

 

2.1 Методологические основы программы развития

2.2. Миссия школы

2.3. Модель выпускника

2.4  Задачи обучения и воспитания школьников в связи с заданным  качествами    и    направлениями

2.5   Принципы  духовно-нравственного  воспитания

2.6 Система программных мероприятий

 Раздел 3. Основные направления и механизмы реализации программы развития

 Раздел 4.  Ресурсное сопровождение реализации программы развития

 Раздел 5. Ожидаемый результат

  

Раздел 1. Информационно-аналитическое обоснование программы развития

 1.1 Краткая аннотация программы

             Проектирование данной программы вызвано необходимостью создания условий для гармоничного духовного развития личности учащихся, привития основополагающих принципов нравственности.

            В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.

              Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.

            Особенность нашей программы состоит в том, что она содействует сохранению и укреплению духовно- нравственного здоровья учащихся, формированию национального самосознания; способствует изучению духовных ценностей народа, национальной культуры в тесной связи с общечеловеческими ценностями.

             Целью программы является создание в школе гуманистически ориентированной, научно прогнозируемой в своём развитии системы нравственного воспитания детей,  основанной на традиционных ценностях отечественной культуры и  ее историческом фундаменте - православии.

 Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

-Сформировать организационно-управленческую модель духовно- нравственного воспитания школьников;

-Создать единое воспитательное пространство на основе сохранения исторической преемственности поколений, развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

-Интегрировать духовно-нравственное содержание в социально-педагогические программы развития школьников;

-Создать механизм интенсивного взаимодействия образовательного учреждения с различными социальными институтами, государственными и общественными организациями для решения актуальных задач духовно-нравственного становления обучающихся.

   Ожидаемые конечные результаты:

-Создание системы духовно-нравственного воспитания и просвещения детей и молодежи на основе изучения и возрождения нравственных традиций русского народа.

-Гармоничное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности, доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепление семейных уз, любви к детям и уважения к старшим.

-Формирование у учащихся бережного отношения к культурному и историческому наследию народов России, природе, людям, Отечеству.

-Формирование национального самосознания, ответственного отношения к русскому языку как государственному и как средству межнационального общения; уважения к своему родному языку.

-Воспитание деятельностного отношения подрастающего человека ко всему, что его окружает на основе творческой деятельности по улучшению окружающей среды.

Основным критерием результативности работы школы по духовно-нравственному воспитанию станет высокий уровень духовной культуры,  как отдельной личности, так и всех учащихся и родителей, проявляющийся в моровоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности.

Кроме того, необходимость разработки программы развития школы объясняется целесообразностью проведения глубокого анализа наработанного школой опыта по духовно-нравственному воспитанию школьников, определение приоритетных проблемных областей в управлении, в работе по повышению профессионального уровня педагогов школы, в образовательной и воспитательной деятельности, выход на перспективные цели и планирование деятельности по их достижению. Важно отметить, что программа развития должна учитывать современные образовательные запросы учащихся, их родителей, общества. Школа не может стоять в стороне от формирования высокого уровня образовательного и воспитательного пространства, основанного на  запросах общества, родителей, школьников.

                  Программа разрабатывается на 2007-2012 годы, которые во многих отношениях могут стать решающими для развития традиций духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся школы.

                   В период социальных преобразований в современном обществе особую актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания, нового воспитательного потенциала системы образования и обеспечение преемственности между поколениями на основе общественного согласия, в духе формирования культуры мира и терпимости.

                  Программа ориентирована на повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей, обновление  содержания и структуры образования и воспитания в условиях школы на основе отечественных традиций и современного опыта

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое становление учащихся, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для её самореализации, взаимодействие семьи, педагогического коллектива и общественных организаций составляют основу программных мероприятий.

 

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

       Динамические изменения экономической социокультурной ситуации в Российской Федерации, на территории Белгородской области, в том числе и на территории Борисовского района, вызвали серьёзные качественные перемены в структуре взаимоотношений различных социальных групп населения, в их ценностных ориентациях. Молодое поколение оказалось во власти стихийных рыночных отношений, которые оказывают неблагоприятное влияние на духовно-нравственное  развитие общества.

       Резкое изменение требований к растущему человеку со стороны модернизированного общества вызвало противоречивую реакцию со стороны молодого поколения: это и синдром социальной дезадаптации, и депрессия, и фрустрация, и агрессивность. Резко возрос и уровень социогенных  заболеваний. Социально необходимый контроль  духовно-нравственного развития детей, учащихся и молодёжи оказался размытым.

       При оценке нынешнего состояния нравственного воспитания детей можно выделить три основные проблемы:

- состояние мировоззренческих ценностей (утрата нравственных идеалов в переходный период, размывание традиционных в социалистическом обществе ценностей общественного бытия);

- методико-технологический кризис (практика воспитательной работы оказалась наедине с острокризисной проблемой современной теории и практики воспитания, нравственного воспитания в особенности);

- организационно-управленческий кризис дал о себе знать необходимостью содержательной и структурной перестройки культурно-образовательной сферы жизнедеятельности детей и молодёжи, предстояло приобрести опыт эффективной работы в новых финансово-экономических условиях.

       МОУ "Борисовская средняя общеобразовательная школа №4"  к настоящему времени накопила значительный опыт для выхода на качественно новый уровень  развития  в части создания эффективной системы духовно-нравственного воспитания  учащихся.

Правовой основой духовно-нравственного воспитания школьников является Конституция РФ, федеральные законы «Об образовании», «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005г.г.», «О свободе совести и религиозных объединениях», постановление губернатора Белгородской области «О мерах по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи», другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Белгородской области в части, касающейся вопросов духовно-нравственного воспитания.

Основной инструмент в реализации программы мы видим в выполнении областной программы «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области».В   Белгородской области разработаны и воплощены в жизнь различные вариативные модели воспитания  в системе образования и культуры. Интенсивно развивается система учреждений дополнительного образования. В нашем районе активно действуют и оказывают значительный вклад в формирование идеологии  духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей, учащихся и молодёжи общественные организации.

       Реализация Программы будет осуществляться с целью последовательного создания в школе целостной, гуманистически ориентированной, научно прогнозируемой в своём развитии системы духовно-нравственного воспитания детей, на основе согласования и своевременной реализации организационно-управленческих решений и действий  с различными общественными организациями и ведомствами.

 

   1.2 Информационная справка

Борисовская средняя общеобразовательная школа №4 имеет богатую историю: она была открыта в 1881 году.  В 2000 году школа приобрела статус средней общеобразовательной. МОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №4» является культурным центром микрорайона, так как рядом нет других учреждений культуры и спорта. В удалении от школы находятся Школа искусств, Дом культуры, физкультурно-оздоровительный комплекс, позволяющие наиболее полно удовлетворять потребности детей в развитии их интересов и творческих способностей. Школа удалена от наиболее густо заселенного центра поселка. Закрепленный за школой микрорайон включает наиболее удаленные улицы населенного пункта.

 

1. Количественная  характеристика контингента учащихся

в период с 2003 по 2006 гг

Классы

 2003-2004 уч.год

2004-2005 уч. год

2005-2006 уч.год

2006-2007 уч. г

1 – 4 кл.

83

88

92

93

5 – 9кл

115

114

106

99

10 -  11кл

42

32

31

28

ИТОГО:

240

234

229

220

2. Качество знаний за период с 2003 по 2006 гг.

           

2003-2004 уч.год

2004-2005 уч.год

2005-2006 уч.год

1 – 4 кл

62

61

61

5 – 9 кл

42

45

32

10 – 11 кл

43

48

40

2 - 11 кл

49

49

45

 

3. Уровень обученности школьников

 

2003-2004

2004-2005

2005-2006

Число учащихся на конец года.

- Из них оставлены на повторное обучение

- Успевают по всем предметам

241

-

239

234

-

234

229

-

229

Число учащихся 2-11 классов.

-Окончили учебный год с отличной успеваемостью.

- Окончили учебный год без троек.

- Окончили школу с медалями:

                     золотыми

                    серебряными

209

6

96

 

-

1

197

14

90

 

-

1

204

12

82

 

-

-

 4.  Количество выпускников,
окончивших ОУ с золотыми и серебряными  медалями

Окончили школу

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

 С золотыми медалями

-

-

-

-

-

С серебряными медалями

2

1

-

1

-

      

 

 

5.   Сведения об учащихся – призерах  районных и  областных олимпиад

Уровень олимпиады

2003-2004

 учебный год

2004-2005

 учебный год

2005-2006

 учебный год

2006-2007

 учебный год

районный

7

11

17

24

областной

1 место-православие

 

 

6 место - география

6. Занятость  учащихся  во  внеурочное  время

классы

% занятости  учащихся  в  школьных  кружках и секциях

% занятости  учащихся  в  кружках и секциях дополнительного образования

%  не занятых  школьников

1-4

51%

53%

17%

5-8

32%

57%

11%

9-11

70%

75%

15%

 

7.  Характеристика социального статуса семей учащихся

 В настоящее время в школе обучается 220 учащихся. Из них:

 

Детей-инвалидов – 3,1%

Детей «группы риска» - 2,29%

Детей, состоящих на учёте в  ПДН – 1,3%

 

Детей  из  полных  семей – 82 %

Детей из  неполных  семей – 18%

Детей  из  многодетных  семей – 16%

 

8. Характеристика социума

 

Рабочие – 20%

ИТР  -  5%

Частные предприниматели – 7,5%

Интеллигенция -  30,5%

Сельское  хозяйство -  8%

Безработные – 10%

Другие  категории – 19%

 

10. Анализ трудоустройства выпускников 11 класса за последние три года

 

Учебный год

Количество

выпускников

Поступили

В вузы

В ссузы

В ПТУ

На курсы

На работу

2003-2004

25

7

6

5

 

7

2004-2005

17

5

8

2

 

2

2005-2006

13

5

6

2

 

 

11. Состав и квалификация педагогических кадров

 

Всего

учителей

% к общему  числу педагогических работников

Имеют  образование

 

 

-высшее

27

 

79%

 

-незаконченное высшее

-

 

 

 

-среднее специальное

7

 

21%

 

Имеют квалификацию

квалификационные категории:

 

 

- высшую

 

3

8%

- первую

 

14

41%

- вторую

 

7

21%

Имеют звания и награды

 

 

- Заслуженный учитель

1

4%

- Отличник народного образования

1

4%

- Почетный работник образования

3

10%

- Медаль « За заслуги перед землёй Белгородской»

1

4%

 

12. Сравнительная таблица квалификационных категорий  с 2003 по 2006 гг

 

Квалификационная категория, разряд

2003-2004 уч. г

2004-2005 уч.г

2005-2006 уч.г

Высшая квалификационная категория

3

3

3

1-ая квалификационная категория

8

12

14

2-ая квалификационная категория

5

8

7

 

По результатам педагогического мониторинга «Обучение, развитие и саморазвитие учителя» 70% педагогов школы относятся к категории активно развивающихся, т.е. анализируют свой опыт, получают удовлетворение от освоения нового, верят в свои возможности, управляют профессиональным развитием и получают положительные результаты. Творческий потенциал учителей школы направлен на освоение элементов современных образовательных технологий.

40% педагогических работников участвуют в экспериментальной работе по проблеме  «Педагогические условия формирования интереса учащихся к учебной деятельности на основе использования информационно-коммуникативных технологий».

 

 За последние годы профессиональный уровень учителей школы значительно повысился благодаря непосредственному участию в психолого-педагогических семинарах по проблеме экспериментальной работы, на которых рассматривались вопросы использования технологий личностно ориентированного обучения и воспитания учащихся.

Школа работает в режиме учебно-воспитательного комплекса. В последние  три  года  на  базе  школы действовали  кружки различной направленности: спортивно-оздоровительные, технического творчества, экологические, художественно-эстетические, декоративно-прикладные.

 

Учебный  год

2003-2004

2004-2005

2005-2006

Количество  кружков

20

21

23

 

 Их работой руководили 15 педагогов дополнительного образования:

            Объединения дополнительного образования смогли решить несколько проблем: занятость учащихся во внеурочное время, развитие творческих способностей школьников, выявление одарённых детей и работа с ними, организация общественно-полезного труда. Особенно это удалось руководителям кружков: вокального пения, картинга,  хореографии, декоративно- прикладного «Спицы  и  фантазия».

        Участники  кружков  неоднократно  становились  победителями и  лауреатами  районных  и  областных  конкурсов: конкурса «Музыкальный  автограф»,     фестиваля  «Звездный  дождь»,  конкурса  эстрадного  танца, социальных  проектов «Я - гражданин  России». Ежегодно, в мае   проходят творческие  отчеты кружков, на которых отмечается возрастающий из года в год уровень творческих способностей детей.

          Проблема привлечения детей к занятиям физической культурой была решена за счёт открытия в школе  таких спортивных секций, как: гимнастика, шашки, шахматы, стрельба, волейбол, дзюдо.

   Особое  внимание педагогический коллектив  уделяет  работе  с  учащимися  по  профилактике  вредных  привычек  и  предупреждению  правонарушений.  Как  показали  исследования (анкетирования, наблюдения  доверительные  беседы, встречи  с  учителями  и  родителями) – наиболее  распространенными  отклонениями  в  поведении  подростков  являются  нарушения  правил  поведения, грубость  и недисциплинированность, пропуски  уроков  и  неуспеваемость

    Анализ показателей уровня  воспитанности учащихся свидетельствует о  достаточно сформированном ее уровне. Доказательством  этого является понимание учащимися смысла человеческого существования, ценности жизни не только своей, но и окружающих людей, ориентированности не только на свои интересы, но и на потребности находящихся рядом.

        По  рейтингу  отдела  образования  администрации  Борисовского  района за  2005-2006 учебный  год педагогический коллектив школы занял 2  место  по  итогам  участия  в районных  конкурсах; 2  место  по  итогам  участия  в  областных  конкурсах  и  соревнованиях; 2  место в  конкурсе  по  организации  оборонно-

спортивной  работы; 1  место  в конкурсе по  организации  туристско-краеведческой  работы. 

Педагогический коллектив стремится создать в школе, все условия для личностно-ориентированного подхода к ученику через многообразие форм и методов в ходе учебной и внеурочной деятельности: кружковой работы, работы клубов, творческих объединений, студий, секций, детских общественных организаций.

Личностный подход становится эффективным при следующих условиях.

Во-первых, если педагог в каждом школьнике видит уникальную личность, у которой необходимо развить сознание своей неповторимости и одновременно причастности к социальному целому;

 если педагог последовательно учит каждого школьника видеть в себе личность и считать себя таковой;

 если педагог учит школьников видеть личность в каждом из окружающих людей.

Во-вторых, если жизнедеятельность коллектива предоставляет школьнику возможности  к удовлетворению объективных социальных потребностей в идентификации с группой ровесников и во внутреннем выделении себя в группе.

В-третьих, если организация процесса обучения и  воспитания в коллективе сочетает в себе массовые, групповые и индивидуальные формы, а также предполагает сочетание управления, самоуправления и учета процессов самоорганизации в коллективе.

В-четвертых, если педагог относится к себе самому как к личности, что придает ему уверенность в своих силах, позволяет видеть личность в своих воспитанниках. В таком случае он смело и убежденно ведет с ними диалог (а не монологически поучает); не боится возражений учащихся, не опасается стать объектом их критики, идеализации, оценки вообще; последовательно ведет линию на превращение своих учеников в субъектов жизнедеятельности школьного коллектива.

 Режим работы школы.

В школе шестидневная рабочая неделя. Начало занятий – 8.30 час. Все учащиеся обучаются в одну смену. Наполняемость классов не превышает 25 человек. Урок длится 45  минут. Продолжительность перемен – 15 минут. Работает 2 группы продленного дня. Во второй половине дня в школе проводятся индивидуальные консультации,  работают кружки, секции, клубы, проводятся творческие дела. В школе работает социально-психологическая служба, в которую входят психолог и социальный педагог.

Продолжительность 1 четверти – 9 учебных недель, 2 четверти – 7, 3 четверти – 10, 4 четверти – 8. Каникулярное время составляет 27 дней без учета летних каникул. Для 1 класса предусмотрена дополнительная каникулярная неделя.

В школе по окончании учебного года проводится летняя трудовая практика с 5 по 10 класс. Ежегодно в школе работает летний оздоровительный лагерь «Радуга»,  летний трудовой лагерь «Романтик» и детская досуговая площадка.

 1.3 Аналитико-прогностическое обоснование программы

В основе учебно-воспитательной деятельности лежит концепция  развития личности на основе духовно-нравственных ценностей. В качестве цели воспитательной работы определено формирование воспитательной системы, способствующей развитию внутреннего потенциала ребенка посредством воспитания духовно-нравственного сознания, духовно-нравственного поведения. Внеурочная воспитательная деятельность школьников тесно связана с учебным процессом: проводятся олимпиады, предметные недели, вечера, конкурсы, турниры знатоков, тематические выпуски стенных газет, интеллектуальные марафоны,  в которых развиваются интеллектуальные, коммуникативные, художественные способности детей.

Педагогический коллектив школы определил ведущую педагогическую стратегию развития интеллектуального, духовного и творческого потенциала школьников, воспитание свободных граждан с  творческим отношением к миру, чувством личной ответственности и морали, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству. Для решения данной педагогической стратегии в школе создаются условия  для индивидуального самовыражения, развития каждого ребенка, сохранения его неповторимости и раскрытия  его потенциальных возможностей.

Содержательная сторона воспитательного процесса строится по принципу:

1. Сохранения и отработки всех удачных, состоявшихся, эффективных моментов;

2. Учёта и анализа неудач, внесения корректив;

3. Поиска новых форм деятельности.

Поэтому приоритетными направлениями в организации воспитательной работы стали:

-гражданское, правовое и патриотическое воспитание;

-развитие гуманистического отношения к окружающему миру;

-создание благоприятных условий для творческой деятельности;

-развитие коммуникативной культуры школьника;

-развитие духовно-нравственного сознания.

Решение этих задач  осуществляется в школе через целевые программы:

-программа  патриотического воспитания «Мы - Белгородцы»;

-программа «Одаренные дети»;

-программа по ученическому самоуправлению «Наша школьная республика»;

-программа экологического воспитания  «Зелёный мир»;

-программа «Здоровье»;

-программа деятельности школьного музея:

-программа «Семья».

Система воспитательной работы в школе строится на следующих уровнях:

- Воспитание в процессе обучения;

- Внеучебная деятельность:

Внутриклассная;

Межклассная;

Внеклассная;

Участие в работе творческих объединений;

Внешкольная;

Массовая, общешкольная;

Работа с семьёй и общественностью;

Работа по месту жительства.

Эти формы работы осуществляются в виде различных творческих дел, воспитательных мероприятий. И, прежде всего, через систему школьных традиций, формирующих дух школы, определяющих её лицо:

 

Праздник первого звонка;

День самоуправления;

Фестиваль-конкурс «Безопасное колесо»;

Конкурс на самый уютный класс;

Дни здоровья;

Осеннички;

Фестиваль школьных талантов;

Вечер встречи с выпускниками;

День открытых дверей;

Праздник последнего звонка.

Торжественное посвящение в кадеты;

Вступление в военно-патриотический клуб

День рождения школы и детской организации

 

В  2005-2006  учебном  году в  нашей  школе  был  открыт  кадетский  класс  и  начал  свою  работу  военно-патриотический  клуб «Альтаир». Эти  детские  объединения  призваны  создавать  условия  для  проведения  совместных  занятий  и  совместного  досуга  учащихся, содействовать  патриотическому, физическому, интеллектуальному  и  духовному  развитию  личности  юного  гражданина  России, его  лидерских  качеств. Кадетский  класс  и  клуб  объединили  в  своих  рядах 70  учащихся  школы  и  работают они  по  следующим  направлениям: летопись  родного  края, ОБЖ (самосохранение, оборона, спасение), основы  военной  и  специальной  подготовки. Занятия  в  клубе  и  кадетском  классе  ведут  опытные и  заинтересованные    педагоги.

 

  Традиционно важное место в системе воспитательной деятельности школы занимает Комната Боевой и Трудовой Славы, которая  открыта  в  нашей  школе  в  1985  году. На базе музея ведется работа краеведческого кружка «Истоки». Ребятами осуществляется поиск и сбор материалов из истории посёлка, выпуск газет, подготовка и чтение лекций о родном крае. С  2001 года  кружковцы являются -участниками районных и  областных  краеведческих конференций, на которые они
представляют свои исследовательские  работы по различной проблематике "Наш  знаменитый  земляк - Анатолий Шиян», «Борисовка – центр  кустарных  промыслов. Гончарное  дело», «Дети  и  война», «Михайловская  церковь», «Утраченные  памятники. Успенская  церковь»  и другие. С 2005-2006   учебного  года возможности  Комнаты  Боевой  и  Трудовой  Славы используются для проведения  музейных уроков.

 Большое  внимание  уделяется в школе поисковой  и  экскурсионной  работе. Поисковые  задания помогают учащимся   более  глубоко  познакомиться  с  историей  поселка,  его  прошлым, нашими  замечательными  земляками,   боевым  и  жизненным прошлым  ветеранов  Великой  Отечественной  войны.

Разветвленная сеть школьных кружков и секций  позволяет учитывать интересы и склонности каждого ребенка и вовлекать учащихся в разнообразную творческую деятельность.

 

Виды деятельности

Виды деятельности

Задачи

Формы

Ценностно-ориентировочная

Самопознание.

Коррекция воспитания и развития.

Формирование нравственных идеалов.

Тестирование, анкетирование, диспуты, дискуссии, беседы, встречи с интересными людьми

Внеурочная деятельность

Развитие любознательности, формирование интересов.

Экскурсии, поездки, кружки, клубы по интересам, развивающие игры, лекции, спектакли, концерты.

Художественная

Развитие талантов.

Приобщение к мировым достижениям культуры.

Эмоциональное развитие.

Конкурсы, выставки, посещение музеев, театров, художественная самодеятельность. Литературные и музыкальные гостиные.

Трудовая

Формирование навыков, умений.

Самообслуживание, общественно-полезный труд.

Дежурство по классу, школе, столовой.

Технические кружки.

Спортивно-оздоровительная

Реализация физических возможностей, самосовершенствование, саморегуляция

Спортивные соревнования, Дни здоровья, прогулки, походы, спортивные секции.

Свободное общение

Формирование навыков культуры поведения.

Реализация коммуникативных потребностей.

Эмоциональная разгрузка.

Развитие духовно-нравственной сферы.

 

Вечера отдыха, конкурсы, дни именинника, прогулки, встречи, «огоньки»

Духовно-нравственная

Формирование нравственных идеалов, патриотизма, гражданственности

Уроки « Православная культура», семейные праздники, семейные клубы, хор духовной музыки, педагогические чтения, педагогическая гостиная

 Раздел 2 Концептуальное основание программы развития

2.1 Методологические основы программы развития

            В настоящее время в стране сохраняется ситуация, обусловленная кризисными явлениями духовно-нравственной и социально-культурной  сферах общества, что ставит под угрозу срыва все усилия по политической и экономической стабилизации, предпринимаемые на федеральном и региональном уровнях.

            Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что достижения стабильности и устойчивого развития страны возможно только при возрождении народных традиций, базовых нравственных ценностей, на которых строилось Российское государство и создавалась великая русская культура.

            Проблема восстановления ценностей традиционной культуры , эффективность её решения может быть обеспечена только масштабными действиями при условии использования системного подхода.

         Основой системного подхода в восстановлении духовно-нравственной культуры является принцип комплексности решения проблем различных социальных институтов. В связи с этим, работа по духовно-нравственному воспитанию включает в себя совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении; внедрение духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования, в работу общественных объединений; взаимодействие общеобразовательных учреждений с учреждениями культуры, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительными органами.

        Учитывая значительную роль Православной Церкви в процессе историко-культурного развития и становления духовно-нравственного потенциала России, необходимо тесное сотрудничество с духовенством в решении задач духовного и нравственного возрождения.

   2.2  Миссия школы.

Выработка направлений деятельности школы определяется осмыслением современных образовательных тенденций. Основное направление образования в школе – адаптация учащихся к жизни в современном обществе на основе общего основного и полного образования в рамках государственных стандартов, обеспечивающих становление личности ребенка в учебной и внеучебной деятельности. Главный акцент в своей деятельности школа, исходя из методологии духовно-нравственного воспитания учащихся, делает на формирование взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и гражданскую позицию, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Таким образом, образовательный и воспитательный  процесс строится на основе подбора технологий обучения и воспитания, которые способствуют включению каждого ученика в активную учебную и внеурочную  деятельность в зоне его ближайшего развития.

В качестве ЦЕЛИ деятельности школы определяется создание образовательного и воспитательного  пространства, позволяющего каждому ученику вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей и  склонностей реализовать себя как субъекта собственной жизни, деятельности и общения. 

 2.3 МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ

Цель: воспитание личности, способной строить жизнь, достойную человека

Образ выпускника начальной школы

Нравственный (ценностный) потенциал

Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах.

            Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществление индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе.

Познавательный потенциал

Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе.

Коммуникативный потенциал

Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции.

Эстетический потенциал

Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.

Физический потенциал

Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закалённым, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

 

Образ выпускника основной школы

Нравственный потенциал

Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.

            Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «Я», овладение приёмами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения. Готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки и действия.

            Активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы, умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело, беседу, игру и т.п.

 Познавательный потенциал

Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умение развивать и управлять познавательными процессами личности, способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.

Коммуникативный потенциал

Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.

Эстетический потенциал

Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства, апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном искусстве.

Физический потенциал

Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими туристическими умениями и навыками; знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.

 

Образ выпускника средней школы

Нравственный потенциал

Осмысление целей и смысла своей жизни.

            Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «самоактуализация» и «субъектность».

Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину.

Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.

            Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость.

            Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.

            Активность в общешкольных и классных делах, в работе с младшими школьниками. Наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

Познавательный потенциал

Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании.

Коммуникативный потенциал

Сформированность индивидуального стиля общения; овладение разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способами поддержания эмоционально устойчивого поведения  в кризисной жизненной ситуации; способность корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию.

 Эстетический потенциал

Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концертов; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности, поведении и отношениях с окружающими; проявление индивидуального своеобразия, восприятии и созидании  красоты.

Физический потенциал

Стремление к физическому совершенству; умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников; привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их  в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния.

2.4 Задачи обучения и воспитания школьников в связи с заданными качествами и направлениями

Эстетическое и культурное развитие: стремление формировать свою среду, свои действия по этическим, эстетическим, культурным критериям, воспитывать видение прекрасного;

Патриотизм, гражданственность: от воспитания любви к родной школе, к отчему краю до формирования гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

Нравственность, духовность как основа личности: формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей;

Здоровье: формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;

Интеллектуальное развитие: формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей;

Креативность, направленность на творчество: развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими интересами и склонностями, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности;

Саморазвитие: формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способность адаптироваться в окружающем мире.

2.5 Принципы  духовно-нравственного  воспитания

1.                   Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных  и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление учащегося к проявлению и развитию своих природных и социальных приобретенных возможностей.

2.                   Принцип индивидуализации. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, уникальности общешкольного и классных коллективов – это главная задача и магистральное направление развития школьного сообщества. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и содействовать их дальнейшему развитию.

3.                   Принцип субъектности. Человек обладает субъектными полномочиями и использует их в построении деятельности, общения и отношений. Необходимо помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в школьном сообществе.

4.                   Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащиеся жили, учились и воспитывались в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в школе.

5.                        Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок может выявлять свои способности, узнавать о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самоопределению своего «Я».

6.                         Принцип доверия и поддержки. Педагогика ненасильственного формирования личности ребенка. Необходимо обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и  воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны  прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех воспитания и обучения ребенка.

7.     Принцип преемственности. Данный принцип предполагает построение программы развития на основе имеющихся положительных достижениях и наработанного опыта по применению технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания.

8.     Принцип демократизации. Он проявляется, прежде всего, в том, что ученик самостоятельно определяет траекторию своего развития. В том числе, принцип демократизации необходим при формировании запроса на профильное обучение в старшей школе.

9.                        Принцип развивающего характера образования.

Реализация данного принципа основана на определении и организации деятельности ученика в зоне его ближайшего развития.

 

2.6 Система программных мероприятий

Программа разрабатывается с учётом действующего законодательства об образовании, семье, труде и занятости, культуре и спорту,  других нормативных документов.

 Семья

Программой предусматривается реализация мер по всемерному повышению роли семьи  в духовно-нравственном  становлении растущей личности; формирование позитивного опыта  духовно-нравственного воспитания, обобщение такого опыта, его систематизация и совершенствование форм распространения в образовательно-воспитательном пространстве  Борисовского района; повышение роли научно-теоретического знания  в оперативном решении проблем и задач.

    Планируемые мероприятия: организация работы  Совета  школы, классных  родительских  комитетов, родительского всеобуча, проведение  общешкольных  родительских  собраний,  организация  родительского  общественного  патрулирования  во  время  проведения  вечеров  отдыха, дискотек, общешкольных  мероприятий, вовлечение  родителей  в  учебно-воспитательный  процесс, тематические собрания с привлечением специалистов, родительские конференции, проведение малых педсоветов.

Повышение воспитывающей функции обучения, воспитания в процессе образования.

Мероприятия Программы направлены на создание условий для реализации воспитательного потенциала   современного урока, обеспечение эффективности усилий учителей и педагогов дополнительного образования для предоставления детям информации в процессе обучения, направленной не только на усвоение детьми программного минимума знаний, но и на духовно-нравственное становление личности.

 Планируемые мероприятия: создание воспитательной системы образовательного учреждения; организация работы с детьми с девиантным  поведением; организация работы с одарёнными детьми; участие в конкурсах исследовательских работ учащихся на уровне района и области.

Формирование культуры досуговой деятельности.

Система программных мероприятий  обеспечивает целенаправленное формирование у детей опыта социально значимого, личностно-созидающего проведения досуга, организации и самоорганизации свободного времени; распространение эффективных форм, методов и технологий реализации досугового потенциала учащихся.

   Планируемые мероприятия: создание условий по организации работы школы как социокультурного досугового центра; дооборудование актового зала школы для проведения массовых досуговых мероприятий; организация проведения каникул;организация досуга учащихся в вечернее время; участие в районных и областных фестивалях, смотрах, конкурсах, олимпиадах художественного творчества детей, организация работы летней досуговой площадки.

Формирование воспитывающей среды

Формирование воспитывающей среды – один из  основополагающих факторов, влияющих  на развитие личности ребёнка. Мероприятия Программы направлены на повышение культурно-эстетических требований к организации воспитательного пространства в школе, на гармонизацию взаимоотношений ребёнка с окружающим социумом.

    Планируемые мероприятия: организация экскурсий по местам Боевой славы Борисовского  района  и  Белгородской  области; организация экскурсий в храмы Борисовского района и Белгородской области; оформление в школе уголков с государственной символикой; участие в проведении Кирилло-Мефодиевских чтений, посвященных Дню славянской письменности и культуры, проведение спортивно-оздоровительных мероприятий; создание медиатеки по духовно-нравственному воспитанию, проведение  Вахты  Памяти, посвященной  Дню  Защитника  Отечества и  годовщине Победы  в  ВОВ, участие в  акциях  социальных проектов  «Я  - гражданин  России», «Мы – Белгородцы! Думай, решай ,действуй», «Доброе  утро, ветеран!»

Поддержка социально значимых инициатив

Комплекс мероприятий направлен на стимулирование активной жизненной позиции детей, формирование оптимистического отношения к жизни, способности работать сообща, в единой команде.

Планируемые мероприятия: конкурс  исследовательских  работ, конкурс  кроссвордов «Дети  и  выборы», организация работы клуба будущих избирателей ,  конкурс  сочинений «В  единстве  наша  сила», организация  и  проведение  марафона  и  других  акций  по  вопросам  экологии  детства.

Создание дополнительного пространства для самореализации личности во внеурочное время

Выполнение мероприятий Программы создаст предпосылки для предоставления детям возможности выбора видов и форм творчески ориентированной деятельности  во внеурочное время.

Планируемые мероприятия: организация работы Комнаты Боевой и Трудовой Славы и Комнаты Православной культуры, деятельность военно-патриотического клуба «Альтаир»,организация и  проведение  конкурса  патриотической  песни «Пою  тебе, мое  Отечество», проведение  конкурса  любительских  фоторабот  учащихся «Мой  мир»,  проведение  краеведческой  конференции «Память поколений», проведение  конкурсов  детского  творчества, посвященного  акции  «Марш  парков», творческие работы в научном обществе «Истоки», смотр «Класс высокой культуры и достойного поведения», Уроки Мужества, Линейки Памяти, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, вечера семейного отдыха, организация  работы  кружков и секций различной направленности.

Воспитание активной жизненной позиции

Формирование у подрастающего поколения основ организационной культуры, организаторских способностей и навыков, формирование культуры межличностного общения, культуры речи, способности к самоорганизации, проектирование собственной деятельности, воспитание активной социальной позиции, гражданственности, уважения к правам человека.

 Планируемые мероприятия: выборы  школьного  правительства (Школьная Дума), активизация работы школьной Думы, работа «Школы лидера»,  проведение конкурса программ и проектов детского самоуправления; подготовка вожатых для организации  подвижных  перемен в  начальной  школе и для  организации  летнего  отдыха учащихся.

Профессиональное самоопределение

Отношение к труду –  один из самых важных показателей системы духовно-нравственных ценностей человека. Мероприятия Программы обеспечивают воспитание трудолюбия, опыта творческого и культурного самоопределения  у детей и подростков, формирование у воспитанников готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремление к достижению профессионализма в избранной сфере профессионального самоосуществления, воспитание конкурентоспособной личности.

Планируемые мероприятия: участие в районных конкурсах профессионального мастерства; участие в выставках технического и прикладного творчества; проведение ярмарки профессий; организация работы учебно- производственной бригады (УПБ), улучшение  материальной  базы  УПБ, проведение  конкурса  юных  исследователей  окружающей  среды, организация работы по реализации целевой программы подготовки кадров для экономики Белгородской области

Повышение  профессионализма педагогических кадров

Мероприятия Программы обеспечивают условия для непрерывного роста воспитательного профессионализма педагогов; формируют профессиональные умения в постановке и решении актуальных задач воспитания; наращивают профессионализм кадрового состава, обеспечивающего эффективную реализацию ключевых задач проектируемой системы целостного духовно-нравственного воспитания.

Планируемые мероприятия: своевременное прохождение курсовой переподготовки учителей  при Белгородском региональном институте ПКППС,  работа по внедрению здоровьесберегающих технологий, проведение  заседаний  ШМО  классных  руководителей и родительских собраний  по проблемам духовно – нравственного  воспитания.

4. Ресурсное сопровождение реализации программы развития

 Особенности управления школой

          Содержание   управления системой духовно-нравственного воспитания включает анализ, прогнозирование и моделирование  состояния процесса духовно-нравственного воспитания школьников; определение и постановку текущих и перспективный задач воспитывающей деятельности, научно-обоснованное планирование духовно-нравственного воспитания; подбор, обучение, расстановку кадров; мониторинг состояния и результативности

системы работы по духовно-нравственному воспитанию; своевременную коррекцию системы воспитательных воздействий.

Система духовно-нравственного воспитания включает в себя:

1. Нормативно-правовое обеспечение, направленное на совершенствование нормативной базы и определение социально-правового статуса духовно-нравственного воспитания, роли, места, задач образовательного учреждения в единой системе духовно-нравственного воспитания.

     Нормативно-правовое обеспечение включает:

-Разработка положений, локальных актов по созданию системы духовно-нравственного воспитания в школе;

-Заключение договоров о социальном партнёрстве с различными учреждениями и ведомствами;

-Проведение социологических исследований  по проблеме духовно-нравственного воспитания;

-Создание проблемной группы по разработке методических материалов по духовно-нравственному воспитанию;

-Анализ и обобщение опыта духовно-нравственного воспитания в области, в других регионах России;

-Разработку и внедрение учебных и просветительских программ формирования у детей навыков здорового образа жизни;

 

Организационно-методическое обеспечение предполагает использование всего многообразия педагогических форм и средств для духовно-нравственного воспитания детей:

 

Внесение духовно-нравственного компонента в содержание целевых программ воспитания;

Разработка методических материалов по проблеме «Семейное воспитание»;

Формирование библиотечек для родителей по проблемам духовно-нравственного и патриотического воспитания.

 

Культурно-просветительское обеспечение.

 

Духовно-нравственное воспитание – утверждение духовно-нравственных ценностей в качестве важнейших ценностей  в сознании и чувствах детей,  предполагает:

 

Разработку рекомендаций  по усилению патриотической и духовно-нравственной направленности воспитания;

Организацию постоянной рубрики в школьных стенгазетах по духовно-нравственной проблематике;

Организацию и проведение дней православной культуры в школе;

Организация работы православного лектория в рамках дней православной культуры;

Проведение уроков нравственности и милосердия;

Разработка мероприятий по противодействию распространения среди детей курения, алкоголизма, наркомании.

 

Научно-методическое обеспечение означает изучение исследований в сфере духовно-нравственного воспитания и использование их разработок в практической деятельности. Это предполагает:

 

Организацию работы по интеграции духовно-нравственного компонента в содержание образовательных программ по различным учебным дисциплинам;

Проведение научно-практических семинаров  по духовно-нравственному воспитанию школьников;

Разработку положений и проведение конкурсов ученических работ по духовно-нравственной тематике;

Организацию туристско-краеведческой работы с учётом возрастных особенностей школьников;

Проведение молодёжных досуговых мероприятий духовно-нравственного характера;

Разработку контрольно-диагностических материалов по определению уровня духовно-нравственной воспитанности школьников.

 

Кадровое обеспечение предусматривает реализацию системы мер по просвещению, подготовке педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания, что предполагает:

 

проведение  семинаров, «круглых столов» по проблемам духовно-нравственного воспитания;

Внедрение аспектов духовно-нравственного воспитания в урочную и внеурочную деятельность учащихся;

Обмен и обобщение актуального педагогического опыта педагогов школы.

 

Вместе с тем, остаётся нерешённой проблема создания  системы духовно-нравственного воспитания школьников. Несформированность системы духовно-нравственного воспитания обусловлена следующими педагогическими подпроблемами:

 

Недостаточное  внедрение и развитие аспектов духовно-нравственного воспитания  в учебные и развивающие программы и курсы;

Недостаточная направленность методической работы с учителями и классными руководителями на решение проблемы интеллектуального, нравственного и гражданского становления обучающихся;

Недостаточное осуществление партнёрских отношений по воспитанию  и развитию творческих способностей учащихся с учреждениями дополнительного образования, культуры, здравоохранения, спорта, правоохранительных органов, социальной защиты.

 Раздел  5. Ожидаемый результат, показатели социально-экономической эффективности и индикаторы реализации программы развития

 

Критерии оценки результативности экспериментальной работы.

 Целевая группа - учащиеся:

- повышение учебно-познавательной и духовно-нравственной активности в условиях атмосферы  заботы, понимания и искренности со стороны учителей;

- повышение степени вовлеченности учащихся в дела класса, школы, микрорайона;

- вовлечение в эколого-краеведческую деятельность;

- активное участие учащихся в благотворительной деятельности;

- проявление заботы о своем духовном и физическом здоровье;

- воплощение в личности учащихся главных качеств образа выпускника Белгородской области

 Целевая группа – педагоги и специалисты МОУ Борисовская средняя общеобразовательная школа №4»:

- повышение способности личностно-ориентированного субъект-субъектного общения с учениками и между собой;

- положительная мотивация педагогов и специалистов   МОУ Борисовская средняя общеобразовательная школа №4» к личностному  духовно-нравственному  и профессиональному росту;

- продуктивность деятельности сформировавшейся творческой группы разработчиков и участников педагогического процесса по реализации образа выпускника Белгородской области;

-самоанализ и рефлексия деятельности.

 

Целевая группа – родители:

- вовлечение родителей учащихся школы в процесс духовно-нравственного самовоспитания участников педагогического процесса:

- понимание и поддержка родителями процесса обучающего воспитания их детей на основе образа выпускника общеобразовательных школ Белгородской области;

- участие родителей в жизни школы.

ВЕРНУТЬСЯ  НА  ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Юридический адрес:   309341   Белгородская область    Борисовский район    п. Борисовка     ул. Грайворонская 229
Телефон (факс):
  8-(47-246) - 5- 30- 93      E-mail: school4_bor@mail.ru

Hosted by uCoz